bzconnect
Инновации

1_lektsia_Filosofia_08_02_2013

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ГРИБАКИН

«ЛЮБИТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, ЖАЛОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО»

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

 

– система взглядов человека на мир в целом и своё место в нём.

 

:

1) мифология;

.

Черты:

;

;

;

;

— функция консолидации.

 

осподствовал 30 тыс. лет

Постепенно он не вытеснялся, а дополнялся религиозным мировоззрением:

Но никто не хотел»)

— единобожие

 

;

земные силы (неподвластные человеку) обретают форму неземных.

Закономерное явление в истории существования человечества. В религии человек находит и создаёт себе духовного помощника и защитника, в силу своей слабости. Она выполняет очень важную социально-терапевтическую функцию.

 

«Кто начинает говорить без тормозов, того мы помещаем в известное место»

включишь – комета летит, другой канал включишь – нахлынут орды из параллельного мира. Включишь радио – «купите биодобавку»

«Если вы эту биодобавку не будете употреблять с черникой – ослепнете!»

«А что Вова Жириновский несёт?»

 

Черты:

;

;

;

 

3) философия.

 

;

 

Черты:

— рассмотрение мира как целого.

;

 

 

Общественная и индивидная потребность в философствовании:

;

;

;

 

НАУКА ИЛИ НЕ НАУКА?

 

По Энгельсу: «Ф. – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления»

1970-1980х – началась дискуссия, так как

1) нет чёткого предмета

2) нет единого взгляда ни по одному вопросу

 

мнению, философия просто имеет сложную структуру и имеет уровень:

;

;

(решения смысла жизненных вопросов в повседневной жизни)

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

;

;

;

;

;

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

:

1) система «мир и человек»;

];

].

 

]

«МЫ С РАДОСТЬЮ ДВИЖЕМСЯ ПО ПУТИ СВОЕЙ ДЕГРАДАЦИИ»

 

Философские взгляды («философии») различаются между собой в зависимости от того, какое средство самоопределения и самоутверждения человека и личности они принимают за главное.

Античность

«Надо дать определение трудолюбию, мужеству, героизму, патриотизму, справедливости и добру – если люди выучат эти категории, то они будут поступать в соответствии с ними»

 

. ВОТ МУЖЧИНА ЗНАЕТ, ЧТО ЖЕНУ НАДО ХОЛИТЬ И ЛЕЛЕЯТЬ, А ВЗЯЛ, И НА КУСКИ РАЗРЕЗАЛ. ВОТ ТАК. ТАКОЕ БЫВАЕТ»

 

– «универсальное средство обустройства – это упрощение жизни»

 

MEDIEVAL

»

 

НОВОЕ ВРЕМЯ

– метафизический материализм: «Универсальное средство – индивидуальное познание». Предельное выражение этого – философия Канта.

Кант: «Предмет философии – познавательная способность человека»

 

. –

Огюст Конт: «Предмет философии – наука. С помощью неё мы и обустроим общество»

Обустроим трудом и классовой борьбой»

 

Фридрих Ницше: «Все надежды на науку – ошибка. Главное – человеческие эмоции и интуиция. Мир надо открыть внутренним светом и озарением. Мир надо прочувствовать»

 

Феноменология:

«Главное средство обустройства – сознание человека, которое надо очистить от всего внешнего, коим оно засорено»

 

Экзистенциализм:

Сёрен Кьеркегор: «Существовать – значит, переживать. Предмет – переживания субъекта»

Хайдеггер, Сартр, Камю

 

*Зигмунд Фрейд: «Жизнь можно обустраивать оптимальным использованием сексуальной энергии»

 

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Каждая философия имеет сложную структуру:

;

;

;

;

«НРАВСТВЕННОСТЬ – У ВАС В ЖУРНАЛЕ»

.

 

Если в прошлом философы пытались создавать систему, то сейчас действуют специализации.

 

логика и т.д.

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Почему основной? Это такой вопрос, решение которого определяет ответы на все другие.

 

Основной вопрос – ВОПРОС О ТОМ, КАК СОЗНАНИЕ ОТНОСИТСЯ К МАТЕРИИ, МЫШЛЕНИЕ – К ПРИРОДЕ, ДУХ К БЫТИЮ? (Энгельс)

 

Сейчас – ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.

 

Альбер Камю: «Самый главный вопрос философии – это вопрос о самоубийстве. Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?»

 

«НЕ БУДЕМ ДАЛЬШЕ ТАНЦЕВАТЬ»

 

СТОРОНЫ ВОПРОСА:

.) Что первично – материя или сознание?

Идеалисты

Материализм – философское учение о том, что первичным, порождающим началом является материя.

Материалисты:

1) метафизики

2) диалектики

 

Идеализм – течение философской мысли, в котором первичным, порождающим началом является сознание.

Идеалисты:

) (Платон)), существующего само по себе и порождающего материю.

2) субъективные идеалисты – учение о первичности сознания субъекта, как источнике внешних сознанию вещей.

 

«АРСЕНИЙ, РАЗРЕШАЮ ВРЕЗАТЬ АЛЕКСАНДРУ ПО ЗАТЫЛКУ»

 

.) Познаваем ли мир: его предметы и способны ли люди на это?

и Сомневающиеся (Скептики)

 

НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО, СУДЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ОТЧИСЛЕННЫХ СТУДЕНТОВ! =)»

 

 

ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

— способ объяснения сущего, определяемый центральной идеей, парадигмой.

 

мироздания является природа:

;

– утверждает, что экономический строй общества, политическая организация его, духовное развитие людей и т.д. определяется природными условиями (полезные ископаемые, рельеф местности, водные источники и т.д.)

 

– тип, в котором считается, что причиной мироздания является Бог, определяющий судьбу каждой вещи и каждого человека.

 

мироздания является общество, которое определяет судьбу каждого человека.

 

– тип, в котором говорится, что наивысшей частью мироздания является человек, сам творящий собственную судьбу.

 

«ОСТАЛОСЬ 5 МИНУТ, Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ СКАЗКУ»

ЧЕЛОВЕК

 

Понятие и сущность человека

 

— двуногое животное без перьев (Платон)

 

Говорить о человеке трудно и предугадывать его действия: он – синтез из материального тела (физиологии), неразрывно соединённого с природой, и духовного (идеального).

 

Действительность отражается чувствами (эмоциями) и разумом (рационально).

 

Человек существует как единица, особь со своим миром, состоящим из материальных и духовных устремлений. В то же время человек интегрирован в общество.

 

В чём сущность человека?

;

;

;

;

– сущность человека как человечества — в общественных отношениях, в их характере и содержании, и в этом смысле сущность человечества предшествует сущности индивида.

 

«СТУДЕНТ СНАЧАЛА СКАЗАЛ БРЕД, А ПОТОМ УТВЕРЖДАЕТ – ЭТО МОЯ ПОЗИЦИЯ. НЕТ, ТАК НЕ ПОЙДЁТ»

БИЗЕСА»

«ТАК ДЖИГИТЫ ТАМ, ДЖИГИТЫ. КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ ТРЕСНУТЬ ПО ЗАТЫЛКУ»

 

чем человек отличается от животного?

Это проблема методологического плюрализма (точек зрения).

Пять «не»:

к каким-то однозначным физическим размерам, социальным ролям и т.д.

];

;

.

+

Карл Ясперс:

;

;

 

, стоящее на границе.

 

и Г. Плеснер) – пытается понять сущность человека.

 

.):

;

;

;

4) Быть свободным значит совершать выбор.

 

«ПРИХВАТИ ЕЩЁ ДЖИГИТОВ, КОТОРЫЕ ШУМЯТ»

 

Чаще всего в качестве отличий приводятся:

;

;

о е к а ч е с т в о

 

Субстанциональные (идентичные «Я») качества индивида:

;

;

;

;

;

;

.

 

субстанциональных в веществе природы порождает право собственности на созданную вещь.

 

Антропосоциогенез

 

Вопрос о происхождении человека.

Концепции:

1) Теологическая

«А ЖЕНЩИНА ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ ВЫШЕ МУЖЧИНЫ: АДАМ СОЗДАН ИЗ ГЛИНЫ, А ЕВА – ИЗ КОСТИ, КАКОЙ БЛАГОРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ?»

ПЕРВЫЙ ДОНОС!»

 

2) Метафизический материализм: опирается на труды Дарвина.

Появление человека – естественный результат эволюции животного мира.

(Л. Фейербах, например)

 

3) Космологические:

Появление человека связано с деятельностью инопланетян:

;

;

в) инопланетяне внесли изменения в ДНК.

Трудовая:

со свободными передними конечностями, довольно слабые – они были обречены природой на вымирание. Но передними конечностями они стали использовать предметы природы.

 

была характерна предметная деятельность, а не труд.

В ходе многократного повторения появилась память.

Постепенно память отходит от действия.

И в итоге появляется сознание.

Только после появления сознания можно говорить о труде.

 

 

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

 

Природа – объективно существующий предметный мир вокруг нас.

 

Варианты отношений:

;

Теоретическое обоснование геополитики, т.е. деятельности государства по захвату новых территорий. Человек есть пассивно-созерцательное существо по отношению к природе.

2) Человек зависит от природы, но его призвание – господствовать над ней, разумно (Энгельс, Маркс) – если не разумно, то остаётся пустыня.

.

3) Между обществом и природой взаимодействие, паритет, т.к. человек развивается и эволюционирует одновременно и параллельно с природой.

 

Природа есть:

1) предпосылка образования общества.

;

 

*Ноосфера (Вернадский, Бенуар) –

;

2) область разума на планете, существующая объективно.

 

ОСНОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ – взаимодействие, в результате которого человек использует природный материал и создаёт из него социальную вещь для потребления.

 

«НУ, Я ЖЕ НЕ ГОСПОДЬ БОГ (ПРИЗНАЮСЬ В ЭТОМ)»

 

– процесс перевода потребностей человека, его способностей, знаний и умений в природном материале.

 

– процесс употребления вещи. Сердцевина социализации: «как я становлюсь человеком из животного»

 

«ТАК, ДЖИГИТЫ!»

«ЕСЛИ РЕБЁНОК СЛОМАЛ ИГРУШКУ – НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЕГО! ВЫ ЖЕ УБИВАЕТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. НЬЮТОНА СТАВИТЕ В УГОЛ!»

 

»

 

– восстановления, оживления всех умерших. По его мнению, смысл человека – в регулировании природных процессов в космическом масштабе, а для этого нужен весь человеческий потенциал.

 

 

Биологическое и социальное

в человеке (индивиде)

 

 

Концепции:

;

;

3) Промежуточная – человек есть биосоциальное существо.

 

Культура происходит из выделения из природы, на её преодолении.

 

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо. ЛИЧНОСТЬ – социальное существо.

 

ЛИЧНОСТЬ – индивидуальное бытие общественных отношений.

 

в человеке влияет:

;

;

— на образ жизни.

 

на биологическое:

И ПУТАЮТ»)

;

;

 

«ЗНАЧИТ, ТАК, ДЖИГИТ, ЧТОБЫ ТЕБЯ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ НЕ БЫЛО»

«- (имя девушки), ТЫ МЕНЯ ОГОРЧАЕШЬ

— А Я НЕ (имя)

— НУ ВОТ, ПО-ДРУГОМУ ЗОВУТ, МЕНЯ ОГОРЧАЕТ»

 

БЫТИЕ

 

Важнейшая философская категория: всё то, что есть.

же как общество не сводится к совокупности людей, просто без отношений. Т.е. в бытие включаются различные связи, нечто сверхчувственное.

знание.

До 1991 г. – категория успехом не пользовалось, был упор на материю.

 

ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии.

 

2) метод философского познания, противостоящий диалектике.

 

СУБСТАНЦИЯ – то, что от ничего не зависит, является причиной самого себя.

СУБСТРАТ – то, из чего нечто состоит.

 

;

чувственно не воспринимаемо, только умом можно его понять»

взлётами и падениями»

Общее у двух философов то, что будущего бояться не стоит.

 

разных философах.

, придумавший 10 противоречивых высказываний – апорий.

Например, «Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медлительную черепаху» и «Стадион»

кого, пытались решить эти апории.

 

Парменид

Бытия

идею

впихивал

Народу,

Чтоб

его успокоить

 

Зенон —

Великий

греческий

тролль.

Придумал

он апории,

Решить

не могут

многие.

существует тождество мышления и бытия.

 

Проблемами мироздания философы занимались и после товарища П.

поставили вопрос, из чего всё состоит. Все они отвечали, что всё состоит из одной из стихий: воздуха, воды или огня.

 

, вечно движущееся. Он также составил различные комбинации компонентов.

 

МОНИЗМ – течение философской мысли, согласно которому сущее состоит из чего-то одного.

 

и приводил происхождение из 4 стихий.

 

Философская Санта-Барбара

Происходила

у нас

всегда.

 

И ТОЛЬКО ПОСЛЕ НИХ БЫЛ ПАРМЕНИД

 

выдвинул новую идею: в мире существуют только атомы (мельчайшая неделимая частичка – различаются по форме, температуре и находятся в беспрерывном движении) и пустота. Он и его товарищи придерживались НАТУРФИЛОСОФИИ.

 

н.э.):

«Бытие – это нечто с двумя сторонами:

;

создают всё.

 

и высказал вот что:

«Бытие имеет 4 начала:

;

;

;

4) цель – заранее задана у каждой вещи»

 

:

 

е. общих понятий, об их природе, между двумя ребятами:

РЕАЛИЗМ – общие понятия существуют реально, а конкретные вещи являются следствием этих общий понятий.

НОМЕНАЛИЗМ – реально существуют конкретные вещи, а общие понятия – это слова, имена, которые люди дают вещам. Реально общее не существуют.

ошибались в отсутствии общего, которое на самом деле существует в виде какого-то признака.

 

6) Истории о Зеноне.

Создал апории, отправился в Афины, и для самоутверждения решил показать, что он – главный. Решил рассказывать истории.

).

. И ум говорит, что движения (апория «Стадион») нет.

 

общее – индивидуально.

 

– Пьеру Абеляру.

«Книжки сжигали, а его самого нет – хитрый был»

 

конечно, существуют конкретные вещи; люди, проявляя к ним интерес, и, закрепляясь в культуре, становящиеся объективным.

 

*ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ БЫТИЯ:

 

Иррационализм как тип философствования – сущность бытия люди улавливают своими чувствами и эмоциями, внутренним зрением (интуицией)

 

Наиболее крутые:

;

 

:

 

Доказательство бытия Бога:

В философской литературе сложилась традиция доказывания существования Бога. Эта проблема возникла в 11 веке, во время появления еретических учений. И против них надо было логически доказывать.

: «в языке любого народа слова появляются для обозначения некоторой вещи, в языке есть слово «Бог» — следовательно, Бог есть, так как иначе не было бы такого слова»

:

— высмеял объяснение Ансельма; доказать бытие Бога можно научно, вот аргументы:

;

;

;

;

5) каждая вещь имеет своё место в мире со своей ролью, т.е. вещи мира целесообразны и мир целесообразен и всё.

 

Прошло несколько веков. Всё было пучком.

Но потом пришёл

КАНТ:

В природе всё жёстко обусловлено, Богу в природе места нет. Но человек без Бога жить не может, так как мир очень несправедлив – злодеи уходят из жизни не до конца наказанными, и это не кошер. Кто-то должен их наказать полностью.

Вывод: существование Бога доказывают наши нравственные чувства.

 

в конце концов побеждает, что доказывает существование Бога.

 

СЕГОДНЯ проблема доказывания Бога снята, так как мы не можем доказать есть ли он, или его нет.

 

(«оправдание Бога») – Бог создал мир, в котором много зла, несправедливости. Почему? Может, тогда он не всемогущ?

 

Первыми об этом задумывались ещё древние греки. А потом она обострилась в Средневековье. Стали оправдывать.

Блаженный Августин (450-530): почему существует зло? Потому что:

;

;

;

;

 

МАТЕРИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

В Новое время (17-18 век) в философской литературе понятие бытие используется реже в виду развития наук физики, химии и прочего и возрастания интереса к веществу. На передний план выдвигается понятие материи.

В Новое время «материя» отожествляется с веществом (а не как в Древней Греции, когда всё сводилось к одному из видов веществ)

 

)

 

Материи присущи следующие СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ:

1) Движение

2) Пространство

3) Время

4) Системность

5) Информация

 

века добавили системность. Значит, список открытый.

 

 

 

ДВИЖЕНИЕ – всякое изменение вообще.

Формы:

1) механическое;

;

;

;

5) социальное.

 

Свойства:

;

;

 

ВРЕМЯ –

;

, т.к. Бог, как совершенство, существовал в вечности (Блаженный Августин)

3) реляционная концепция (и у Августина тоже): философская категория, отражающая длительность и чередование в существовании вещей.

 

Свойства времени:

1) длительность

2) последовательность

3) необратимость

4) одномерно

 

: единстве пространства и времени

 

Времена:

;

 

Хайдеггер: «стрела времени движется от будущего, через настоящее в прошлое»

(в психологическом смысле)

 

2) Психологическое

3) Биологическое

 

ПРОСТРАНСТВО – протяжённость предметов и их расположение друг против друга.

Всё есть пространство, пустого места нет, но каждый предмет – ограничен.

 

– равенство всего пространства в любом отношении.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЮДЕЙ

 

Позиция 1: «Общество есть сумма уникальных событий, поскольку творцы этих событий неповторимы – отсюда, никаких закономерностей»

Позиция 2: «Неповторимость бросается в глаза, но если присмотреться к событиям, крупным и мелким, то обнаруживается в них нечто общее – следовательно, общество подчиняется объективным закономерностям»

 

ргумент: «в обществе действуют сознательные люди, подчиняющие свою энергию и поступки – поэтому, опять никаких закономерностей»

 

Марксизм: «общественное бытие (материальная деятельность людей) порождает общественное сознание (духовная деятельность)»

мыслей о том, что надо обедать.

Для удовлетворения материальных потребностей нужны материальные вещи: без денег не пообедаешь, а деньги мыслью создать нельзя.

.

 

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ

 

РАЗВИТИЕ – направленные, необратимые изменения. Может быть прогрессивным и регрессивным.

 

А почему оно происходит? Как происходит? И куда? Ответы дают…

 

 

 

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ:

Диалектическая

.

Например, причина развития человечества: борьба мужского и женского – в результате появляются дети – население растёт – нужно больше производить – чтобы больше производить, нужны технологии – для технологий нужно умнеть – всё умнеет.

Развитие идёт путём накопления количественных изменений, которые на определённом этапе приводят к новому качеству. Количество в качество.

Развитие происходит как замена новым старого

Изменения происходят по кругу, повторение того же самого

 

Эти два метода взаимодействуют между собой и дополняют друг друга как средства философского познания.

 

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ

 

ЗАКОН – устойчивая, повторяющаяся, необходимая, существенная связь тел, предметов, событий.

.

 

Законы различаются:

всеобщие — действующие в природе, обществе, и человеке, то бишь везде:

;

 

ГЕГЕЛЬ сформулировал ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ

на русский Энгельсом и Марксом):

;

;

.

 

Каждый закон имеет механизм действия и категориальную структуру (категории):

;

;

]

 

;

 

РЕГРЕСС – развитие по нисходящей линии.

СОЗНАНИЕ

 

Родственные понятия: «мышление», «дух», «душа»

 

Концепции происхождения сознания:

существует давняя традиция и множество точек зрения по вопросу происхождения сознания.

;

. Душа (золотая, серебряная и т.д.) определяет судьбу человека.

3) Теологическая точка зрения: Бог наделяет человека сознанием

4) Космологическая трактовка: источник сознания – неизвестен или это внеземная цивилизация

5) Метафизический материализм: человек как продукт биологического развития обладает сознанием

сознание

 

7) ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, обозначающее реагирование предметов изменением своей структуры, свойств на воздействие на него со стороны другого предмета.

Каждой форме движения присуща своя форма отражения.

Пример биологического отражения: фотосинтез, рост.

 

Психика, получается, специальный орган отражения, вырастающий из органов чувств.

Сознание – наивысшая форма психики.

 

Особенность психического отражения:

;

;

3) избирательно.

 

Вечно вставал вопрос, сознание материально или идеально?

 

многие учёные-физиологи, говорящие о том, что мысль – это электромагнитные волны)

Аргумент идеалистов: мысль несёт в себе образ предмета, его понятие, но сама по себе ведь вне пространства.

 

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

 

носитель мысли (сознания)

Мысль без языка невозможна – она всегда «отягощена» словом. Язык средство фиксирования мысли и передачи её.

НО ОНИ СВЯЗАНЫ ДВУСТОРОННЕ:

1) развитость мышления зависит от широты словарного запаса

2) расширение словарного запаса

 

«Знак, значение и смысл» – проблема философии, т.е. в качестве языка может выступать любой предмет, несущий информацию (пример: дорожные знаки и разметка)

 

Есть такая отрасль философии – как философская лингвистика.

 

СМЫСЛ – то, какую потребность может удовлетворить вещь.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА:

;

;

 

ОЗНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ:

;

;

3) интуиции («внутреннее озарение», «эмоциональное предчувствие»)

;

.

Все эти компоненты – подвижные и развивающиеся структуры.

 

На эмоции больше всего обращали внимание экзистенциалисты: любовь, радость, надежда, забота, доверие, переоценка ценностей, страх.

– т.е. то, что составляет сущность существования.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДНОЕ СОЗНАНИЕ

 

Сознания «вообще» — нет, только сознание отдельных людей.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, теорий, взглядов, настроений, эмоций, присущих данному социуму.

 

Структура общественного сознания:

1) обыденное сознание:

;

2) теоретическое сознание:

;

.

 

Формы общественного сознания:

;

;

;

;

;

;

;

;

*педагогическое сознание

 

Индивидуальное сознание:

;

2) самосознание – мысли, оценки о самом себе. Его развитие связано с развитием чувства «Я», чувства личного достоинства.

В обществах коллективистского типа самосознание развито слабее, чем в обществах индивидуалистического типа.

 

Индивидное сознание и самосознание развиваются на этапах жизненного пути

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

.

после окончания медицинского института в качестве невропатолога.

«Бессознательное именно тот двигатель, тот очаг, в котором вызревают наши решения – бессознательное определяет поведение людей. Бессознательное есть дикий сильный конь, а сознание – всадник, пытающийся конём управлять»

 

Уровни по Фрейду:

;

2) Я – сознание: совершает осмысленные поступки;

.

 

].

На втором месте – инстинкт агрессии.

 

Как формируется бессознательное:

;

].

.

 

человек слетает с катушек или появляются отклонения от нормы.

 

всём, что его гнетёт.

 

Фрейд считал, что от напора сексуальной энергии зависит путь человека. Чем выше напор, тем более человек может быть талантлив.

 

Сублимация – перевод энергии сексуальной в творческую энергию.

 

Бессознательное проявляет себя в оговорках, описках и снах.

 

Карл Юнг (1876-1961 гг.) – ученик Фрейда, реальный председатель Европейского общества психоаналитиков:

;

:

;

;

;

– модель мужского поведения в психике женщины и наоборот.

 

Архетип – матрица, схема, модель поведения, зафиксированная в психике индивида

 

*Почему сознание диалектично – потому что реальность, отражением которой является сознание, сама по себе диалектична.

17-18 век господство метафизического мышления.

 

ПОЗНАНИЕ

Понятие и сущность

 

Типы отношений человека к окружающей действительности:

;

;

. мира для человека.

 

ПОЗНАНИЕ – это отражение человеком внешнего мира в мозгу человека, результатом которого являются знания.

 

Человек есть тотально познающее существо.

 

Виды познавательной деятельности человека:

;

;

;

;

*эзотерическое – познание скрытых, таинственных сил, «оказывающих воздействие» на нашу судьбу.

 

Ступени и формы познания

 

Сегодня принято, что процесс познания имеет 2 ступени:

1) чувственное:

;

;

представление – чувственный образ предмета, который воспринимался раннее.

2) рациональное/ логическое/ абстрактное мышление:

;

;

умозаключение.

 

Процесс познания философы исследовали с античных времён и сразу же разделили познание на два вида: подлинное и иллюзорное.

 

: «Бытие доступно только уму»

: «Все тела испускают (отделяют от себя) образы в виде тончайших плёнок – через отверстия в теле они попадают в организм и формируют сознание. Познающий индивид пассивен»

встречается с массой других понятий и получает знания о них. Когда она внедряется в тело ребёнка эти впечатления остаются как память – все знания и так есть в душе, они только вспоминаются»

ЗНАНИЕ

 

что в голове;

;

 

]

;

;

;

;

— соблюдать, считаться с чем-то.

 

— какая-либо информация, содержащаяся в чём-либо; представление о состоянии дел, способ существования сознания.

 

Я знаю, значит:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

вы можете мне поверить.

 

.

Функции знания:

;

;

– условие общения.

 

 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА:

 

, в одной своей поэме, в которой было 2 части:

;

.

 

.

«Правильное мнение не есть знание»

Знание – идеально, а мнение – чувственно.

 

»

 

, ФИГОВОМ, ЕСТЕСТВЕННО…»

 

» — точного знания, вместо мнения и знания.

получается тогда, когда из истинных посылок, пользуясь правилами вывода, получаем новое знание – логическое.

Если посылки не истинны, а правила не соблюдены, то получается мнение. НО мнение не употребляется в негативном смысле.

Человек сам получает знания путём созерцания, пассивно.

 

– наука, отличающаяся особым методом.

– правила метода:

;

;

;

4) делить перечень столь общим, а обзоры настолько всеохватывающими, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено

 

две концепции истины:

суждения.

2) истины факта – устанавливаются опытным эмпирическим путём.

 

«МАМА ЛЮБИТ ПАПУ, ПАПА ЛЮБИТ ПИВО – ИЗ ЭТОГО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДУЕТ, ЧТО МАМА ЛЮБИТ ПИВО»

 

Кант.

соединяют их).

 

Гегель

знание, которое тоже знание.

 

Диалектический материализм.

Знание расширяется до практики – знание есть основание деятельности, а также результат деятельности.

. феномен, присущий всем видам деятельности, он является результатом деятельности отражения действительности.

Знание идеально, поэтому для своего бытия оно нуждается в объективации, которая осуществляется в продуктах труда, технологиях, предметах окружающего мира, в соц. институтах.

 

ЗНАНИЕ И ВЕРА

 

)

Но это несколько неправильно, даже этимологически: вера – от слова «верный»

 

Четыре способа решения данной проблемы:

;

знание (сначала подумай, а потом делай – арабский восток в прошлом):

;

;

веру:

;

;

истины (гармония разума и веры):

1) Фома Аквинский:

;

;

;

философия есть высшая часть богословия.

 

   

 

1)

 

 

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

 

Концепции:

Корреспондентская

Прагматическая

Конвенционалистская

Адекватное отражение действительности в сознании человека

Истина есть то, что ведёт к поставленной цели и наиболее лучшим образом ведёт к ней

То, что признаётся за таковое большинством

Внутренняя непротиворечивость

 

.

 

Фома Аквинский: «Истина есть совпадение вещи и интеллекта»

Связь осуществляется в поведении, а не в буквальном совпадении.

Сущность есть свобода.

 

РАЦИОНАЛИСТЫ

 

В европейской философии 17 века развернулась бурная дискуссия относительно того, с помощью каких средств человек получает знание.

 

РАЦИОНАЛИСТЫ – основное средство познания есть разум, ум человека.

 

этого диалога лежат в античности.

чувства дают мнимое знание).

 

существую»

Каждый человек рождается с некоторыми рождёнными идеями (к которым относятся только аксиомы). Всякое другое знание является выводным – через дедукцию получаем знание конкретного характера.

Ввёл принцип очевидности – истинное положение всегда очевидно истинно.

Бэкону, материалисту, выступившему против средневековой схоластики.

БЭКОН говорил: «Знание надо получать опытным путём. Нам мешают получать знание рационально идолы познания, рода – такие особенности человека, которые искажают вещи: например,

;

2) идолы театра – восприятие в зависимости от роли в мире (должность, пол и т.д.)

3) идолы площади – восприятие из-за особенностей языка (например, слова-паразиты, самолётные непечатные слова)»

 

*коммунизм – это общество свободных индивидуальностей по Марксу* (для общего развития)

 

.

Локк возрождает идею античных философов: сознание человека есть чистая доска, с помощью чувств человек доску расписывает»

 

СЕНСУАЛИЗМ – течение ф. мысли, сторонники которого считают, что главное средство познания – чувства человека.

 

ПОТОМ ПРИШЁЛ (ОПЯТЬ) КАНТ

 

Для КАНТА предметом философии является познавательная способность человека. А эта способность включает в себя и чувственное и рациональное.

Три уровня в познании:

;

 

2) рассудок, рассудочное познание.

Рассудок также наполняется из второй ступени чувственного познания, которая неизвестно что, 12тью априорными категориями (возможность, необходимостью)

Он начинает оценивать знания с первой ступени с помощью категорий, а потом посылает их в разум.

3) разумное познание

Разум формулирует принципы познания.

 

Кант различает вещи в себе, сущность вещи, ноумен (синонимы).

Экстрасенс что ли?), НО он оказывает воздействие на наши органы чувств, возбуждает их и вызывает в коре головного мозга некоторые образы, ощущения.

 

Продуктивным воображением с помощью априорных представлений о пространстве, времени и причине мы упорядочиваем эти ощущения, оформляем их. В результате мы получаем феномен – внешнюю сторону вещи.

Человек познаёт именно феномен.

].

 

«Бог имеется», а с другой стороны «Бога нет».

В антиномиях Кант обращает внимание на противоречия мира, которые решили последующие философы:

;

;

;

, не решена.

 

В философии Гегеля (идеалистической диалектики) и диалектического материализма есть идея о том, что в познании человека две ступени:

;

Проблема соотношения образа предмета с самим предметом – либо да, либо нет.

В первом случае – реальный предмет воздействует на органы чувств и тем самым высвобождает энергию этого органа чувств и в голове появляется образ, который может дать этот орган.

Во втором случае – образ предмета в голове есть только знак этого предмета, который далеко необязательно соответствует предмету.

И марксисты – образ объективен по содержанию, но субъективный по форме.

3) умозаключение.

 

Great

 

Что влияет на содержание образа:

;

;

;

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

 

Это индивид, группа людей, общество как социально-исторические существа.

 

Антропологическая точка зрения – субъектом познания является живое существо.

 

Всё на этом.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

 

;

 

;

 

НАУКА

это система деятельности специально-подготовленных людей, использующих специальные методы для получения нового знания.

 

В отечественной литературе долго науку трактовали как систему объективно-истинного знания, и только в 1980е было показано, что наука – сложное образование: соц. институт, система деятельности, система объективно-истинного знания, феномен культуры.

 

Огюст Конт.

Он выдвинул тезис: «Предметом философии является наука»

сложившаяся в Античности исчерпала себя, она сыграла свою историческую роль и её надо отбросить – надежда человечества это наука.

«Каждая наука сама себе философия»

В 1835 г. Конт стал печатать курс позитивной философии.

История философии распадается на 3 этапа:

;

;

– в сознании господствует научное знание.

 

Впервые Конт дал классификацию наук по критерию «от самой простой и широкой до самой сложной и узкой»:

;

;

;

;

;

6) социология.

»

 

. Наука организационно оформилась, начали создаваться академии наук.

 

Наука прошла три этапа своего развития:

;

;

конечный результат (качество знания) зависит от состояния объекта, методов и средств, качества личности самого исследователя. Последний не есть механическое существо, у него есть свои чаяния, интересы.

 

]

 

Уровни научного познания:

;

Черты:

— непосредственный контакт исследователя с объектом изучения методами наблюдения, эксперимента, сравнения, измерения и т.д.

;

2. теоретический

Черты:

— без непосредственного контакта (это логические размышления) с другими методами: абстрагирования, идеализации и т.д.

— именно он позволяет открыть сущность предмета, закономерности его существования и развития.

 

Науки также разделяются на эмпирические и теоретические, в каждой науке есть два уровня, которые взаимодействуют между собой.

 

исследования.

 

Методы эмпирического познания:

;

Признаки научного наблюдения, теоретически нагруженного акта:

;

;

;

— заранее сформулированная цель.

 

Эксперимент – планомерное изучение свойств объекта в искусственных условиях.

;

;

— нужно продумать возможный результат.

 

3) Измерение – определение количественных параметров объекта.

».

 

Методы теоретического познания:

1) Формализация – имеющиеся знания переводятся в знаковую систему (формулы, диаграммы, таблицы), а после по особым правилам выполняются особые операции с этими знаками, в результате чего появляется новое знание, которое после переводится в естественный язык.

 

2) Аксиоматизация – исследователь ряд положений принимает в качестве истинных, а из них путём дедукции выводит новое знание.

 

3) Абстрагирование – отвлечение и выделение интересующих нас признаков;

 

.

 

. научного познания:

— обусловлены объектом, субъектом и методами познания

;

;

;

4) ограниченные возможности применения эмпирических методов.

 

:

;

;

3) особое место за эзотерическим познанием.

 

сил, способностью влиять на судьбу человека, определять её.

 

эзотерические при всей его странности оправдано тем, что оно ищет новое, неожиданное, непривычное и нельзя сказать, что на этом пути могут быть положительные результаты.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Общество как система

 

ОБЩЕСТВО – система взаимосвязи, взаимозависимости людей + материальные ценности, созданные людьми.

Это пирамида, сужающаяся к верху по структуре.

 

Структура общества – критерии:

;

;

3) наиболее важное:

Отражает общественное бытие. Обладает относительной самостоятельностью: оно может опережать и отставать от общественного бытия.

ытие определяет сознание: «люди думают так, как они живут»

 

реальность – потаённое бытие, тайные сделки, сговоры, союзы и действия

 

Общественное производство человеческой жизни

 

— способ существования социума, включающий два элемента:

;

2) сам человек.

 

Направления общественного производства:

;

2) социальное

его цель: целенаправленное формирование общественного сознания

 

Цель общественного производства – производство индивидуальной человеческой жизни.

Оно исторично.

Характер общественного производства определяется способом производства.

 

Материальное производство

Важнейший элемент общественной жизни.

А в свою очередь ЕГО важнейший элемент – производство человека.

Второй элемент – производство жизненных средств.

 

Процессы:

;

вещи, вложенные знания, силы и умения делаются моими.

 

Социальное производство

Воспитание, формирование индивидов в качестве субъектов исторического процесса.

 

В обществе существуют специальные механизмы, которые распределяют поколения родившихся индивидов по ячейкам социальных статусов и положений:

;

рост людей.

 

В обществе существуют официальные и неофициальные механизмы соц. производства:

официальные –

;

;

1) соц. положение родителей

2) непотизм – фаворитизм.

 

идёт в данной области соц. политика:

;

.

 

Духовное производство

Сориентировано на производство человека определённого вида. Обслуживает запросы материального и социального производства.

Имеет институциональную структуру: школы, ВУЗы, музеи и т.д.

Включает в себя: мораль, науку, философию, юридические нормы, искусство.

 

Стимулирует рост карьеры одних и задерживает рост других.

 

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ

 

Класс даёт идеологам социальный заказ.

Идеолог обрабатывает (стихийные) идеи и вписывает их в общую систему мировоззрения данного класса.

 

Её субъекты – большие группы людей.

Она охватывает духовное производство, это продукт духовного производства.

Бывает представлена в юр. документах, программах политических партий, специальных сочинениях (монографиях, статьях, докладах политических деятелей), лозунгах, призывах и т.п.

 

Функции идеологии:

;

«идея посрамляет себя, когда она отрывается от интересов»

;

;

;

5) прогностическая.

 

Я полагаю, что коренная национальная идея России невозможна.

 

В сегодняшней России можно говорить и о профессиональной идеологии.

как правило служат своему государству, и из-за этого они консервативны, как идеологически, так и практически.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ

 

Один их тех немногих вопросов, на которые наука ответить не может.

Надо различать смысл жизни вообще (жизни как космического явления), смысл жизни общества и смысл жизни отдельного человека.

 

Смысл индивидуальной жизни – куча вариантов:

;

 

:

;

в труде на благо, служении другому человеку (позиция трудовой морали):

 

;

 

В свободе (родоначальники – киники: предлагали освободиться от материальных тягот, от государства, от семьи)

 

В творческом труде

 

Надо различать в смысле жизни объективное содержание (что я должен делать и что я реально делаю) и субъективное восприятие.

 

но и обществу отдаю столько, сколько могу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *