bzconnect
Болонский процесс

Формирование произвольности деятельности дошкольников с задержкой психического развития как одно из условий подготовки к школе

  • Андреева Татьяна Николаевна, Воспитатель

Одним из основных показателей готовности
ребенка к школе является развитие у него
произвольности, что обеспечивает полноценное
функционирование всех психических функций и
поведения в целом.

Дети с недостаточно сформированной
произвольностью хуже включаются в процесс
обучения, и даже при нормальном уровне
интеллектуального развития такие школьники
могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому
развитию произвольности целесообразно уделить
особое внимание.

Развитие произвольности – многокомпонентный
процесс, требующий обязательного формирования
целостной системы осознанной саморегуляции. Эта
система включает в себя способность удерживать
цель выполняемой деятельности, составлять
программу исполнительных действий формировать
модель значимых условий деятельности, уметь
пользоваться обратной связью и корректировать
допущенные ошибки как в процессе самой
деятельности, так и по ее окончании. Успешное
выполнение любой деятельности возможно лишь при
наличии такой целостной системы произвольной
саморегуляции. Под саморегуляцией следует
понимать способность ребенка к формированию
произвольной самостоятельной деятельности. У
детей ЗПР проблема саморегуляции очень
актуальна.

Как показывает практика, очень немногие дети к
моменту поступления в школу обладают достаточно
высоким уровнем произвольной саморегуляции.
Поэтому не будет ошибкой, если специальные
занятия по развитию произвольности будут
проводиться со всеми детьми.

Функция произвольности является базовой для
осуществления любого вида продуктивной и
учебной деятельности, поскольку обеспечивает
регуляцию всех психических процессов
(восприятия, памяти, мышления) и поведенческих
реакций, она же является необходимой основой
формирования внимания. В этой связи отработка
всех перечисленных выше звеньев системы
произвольной саморегуляции является залогом
успешного овладения учебной деятельностью.

И здесь необходимо отметить существующие
особенности построения учебного процесса,
которые препятствуют полноценному формированию
системы регуляции. Их специфика заключается в
том, что учащийся преимущественно ориентирован
не на процесс выполнения учебных заданий, а на
конечный результат, который, прежде всего, и
оценивается педагогом. Именно этим, по-видимому,
обусловлено стремление многих детей к получению
лишь правильных результатов и их формальному
совпадению с ответами в учебниках. При этом
педагоги практически не уделяют внимания
необходимости контроля за правильностью
выполнения промежуточных действий, где чаще
всего и допускаются ошибки.

В этой связи очень важной является
переориентация, как педагога, так и ученика на
необходимость оценки промежуточных действий и
их коррекцию в процессе выполнения деятельности.
Именно это будет способствовать не только более
глубокому и полному усвоению знаний, но и
использованию неординарных способов решения,
творческому, а не формальному подходу к
выполнению любого задания в самых разных видах
деятельности.

Дошкольники с ЗПР имеют определенные
особенности познавательной сферы среди которых:
недостаточная концентрация и устойчивость
внимания, низкая работоспособность,
недостаточно развита способность к произвольной
регуляции поведения, трудности в процессе
восприятия (слухового, зрительного, тактильного),
память детей – ограничен объем памяти, снижена
точность запоминания, страдает вербальная
память, затруднена мыслительная деятельность:
классификация предметов, обобщении предметов и
признаков сравнения, замедлен процесс
формирования мыслительных операций, низкий
уровень развития познавательной потребности,
незрелость эмоционально – волевой сферы
обуславливает своеобразие их поведения.

Отклонения от нормы у таких детей проявляется
на занятиях, в игровой, бытовой и прочей
деятельности. Одни дети быстро отвлекаются,
начинают вертеться, разговаривать; другие
напротив сидят тихо, спокойно, но задания не
воспринимают и могут отвечать невпопад.

В процессе общения между собой одни дети
возбудимы, другие наоборот вялые, плохая
дисциплина, неумение самостоятельно работать.
Одной из причин школьной дезадаптации является
недостаточное развитие произвольной сферы.

Указанные особенности в развитии детей требует
специальной работы по их коррекции, учитывающей
сильные и слабые стороны развития их психики. Без
целенаправленной коррекционной поддержки могут
привести к отсутствию интереса к обучению и
проблемам школьной готовности.

Эта работа должна строиться с учетом принципов:

  • Принцип единства диагностики и коррекции
  • Принцип системности коррекционных,
    профилактических и развивающих задач
  • Принцип учета возрастных, психологических и
    индивидуальных особенностей
  • Принцип комплексности методов
    психологического воздействия
  • Принцип возрастания сложности (от простого к
    сложному)
  • Принцип учета эмоциональной сложности
    материала (благоприятный, эмоциональный фон)

Для осуществления целенаправленной
коррекционной работы по формированию
произвольности необходимо получение точных
сведений об уровне развития. При проведении
диагностики можно использовать следующие игры и
задания: “Домик” Гушкина Н.И., “Графический
диктант” Венгер Л.А., “Сравни картинки”
Смирнова Е.О. (диагностика произвольного
внимания и регуляции деятельности), “Исключение
лишнего”, “Кубики Кооса” (адаптированный
вариант “Мозайка”), “Логические задачи”
(диагностика развития мыслительных процессов).
Описание этих детских игр можно найти в
методическом пособии “Практикум по детской
психологии” Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

Наиболее эффективной деятельностью по
развитию произвольности служит продуктивная
деятельность, в первую очередь –
конструирование, которое можно рассматривать
как универсальную деятельность, способствующую
всестороннему развитию ребенка. Проиллюстрируем
работу каждого из звеньев системы произвольной
саморегуляции на простейшем примере: построение
домика из цветных кубиков.

Первым этапом формирования произвольности
является обучение работе по образцу. В нашем
примере это будет реальный образец уже
построенного дома, который ребенок должен
воспроизвести из деталей. Их число должно
превышать набор элементов, необходимых для
конструирования, с тем чтобы ребенок научился
производить правильный выбор блоков, соотнося их
по форме, размеру и цвету.

Приступая к работе, нужно сначала попросить
ребенка внимательно рассмотреть, изучить тот
дом, который ему надлежит собрать
самостоятельно. После этого взрослый просит
ребенка приступить к строительству и наблюдает
за характером и последовательностью этой работы.
Обратите особое внимание на следующие моменты:

  1. Ребенок должен строить дом в строгом
    соответствии с предложенным образцом. Это
    означает, что он должен удерживать заданную Вами
    цель – построить именно этот дом, а не тот,
    который у него случайно получится, или который он
    придумает в процессе сборки.
  2. Для этого ему необходимо соблюдать
    определенную последовательность сборки, т.е.
    ребенок должен иметь четкую программу
    исполнительских действий (алгоритм).
  3. Осуществление программы возможно лишь в том
    случае, если ребенок сумел правильно выделить
    условия деятельности: размер, форму и цвет блоков
    конструкции. Это означает, что он сумел
    сформировать адекватную модель значимых условий
    деятельности.
  4. Однако наличие сформированной цели, модели
    условий и программы исполнительских действий не
    является залогом правильной сборки, если ребенок
    не будет в процессе работы осуществлять обратную
    связь и в случае ошибок корректировать свои
    действия. Для этого он должен в процессе работы
    постоянно сверять результаты своих действий с
    эталоном.
  5. По окончании сборки попросите ребенка оценить
    ее результат, т.е. точность соответствия образцу.
  6. Если Вы заметили, что ребенок допускал ошибки на
    каком-либо из выделенных этапов сборки,
    проанализируйте вместе с ним причины, которые
    привели к ошибкам конструирования. После этого
    попросите ребенка внести необходимые
    коррективы.

Конструирование по наглядному образцу –
первый этап формирования произвольности.
Дальнейшее совершенствование произвольной
саморегуляции осуществляется путем
целенаправленного усложнения условий
деятельности. На следующем этапе можно
предложить ребенку аналогичную работу, в которой
образцом будет служить не реальная постройка, а
рисунок дома. При этом возможны два варианта
изображения: а) полное, когда на схематическом
рисунке представлены все образующие постройку
детали; б) контурное – без детализации.

Последующее усложнение предполагает
конструирование по словесному описанию, а затем
и по собственному замыслу. В последнем случае
ребенок перед началом работы должен подробно
описать особенности задуманной постройки. Не
забудьте обязательно похвалить его за хорошую
идею!

Широкие возможности деятельности
конструирования позволяют нам подобрать
различные по сложности типы конструкторов в
зависимости от индивидуального исходного уровня
развития произвольности ребенка. Наряду с
конструкторами могут быть использованы
различные виды разрезных картинок-мозаик и
кубиков, позволяющих выстраивать сложные
сюжетные изображения; всевозможные головоломки,
принцип работы с которыми позволяет формировать
целостную систему произвольной регуляции
деятельности. Аналогичные методы и приёмы работы
можно использовать на занятиях продуктивными
видами деятельности – рисовании, аппликации,
лепке.

Одним из распространенных упражнений по
развитию произвольности, максимально
приближенных к условию учебной деятельности,
служит “Графический диктант”, который
предполагает два условия выполнения задания:

  1. Ребенку предлагается образец геометрического
    узора, выполненный на бумаге в клетку (на
    отдельной карточке) или на расчерченной доске;
    ученика просят воспроизвести предложенный
    образец и самостоятельно продолжить точно такой
    же рисунок;
  2. Аналогичная работа предлагается для выполнения
    на слух, когда взрослый диктует
    последовательность действий с указанием числа
    клеточек и их направления (вправо-влево,
    вверх-вниз).

Работая в течение нескольких лет в группе
старшего возраста для детей с ЗПР, я с моими
коллегами по группе очень успешно применяем для
развития произвольности и саморегуляции
деятельности детей всевозможные оценочные
панно. Используя разные виды оценки (оценка
педагога, самооценка и взаимооценка) мы
оцениваем участие ребёнка во всех видах
деятельности: на занятиях, в режимных моментах
(дежурство, приём пищи, прогулка и т.п.). Символы,
обозначающие качественную оценку деятельности
ребёнка, выставляются на панно в течение всего
дня, а в конце дня предъявляются родителям. По
итогам работы за неделю один из детей получает
так называемую “звезду недели”, которая
хранится в детском шкафчике.

В заключении необходимо отметить, что
использование в общей системе образовательной
работы целенаправленной работы по развитию
произвольности деятельности может служить
залогом успешной подготовки детей к школе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Болховитинов В.Н. и др. “Твое свободное время”,
    М., 1975 г.
  2. Венгер Л.А. и др. “Игры и упражнения по развитию
    умственных способностей у детей дошкольного
    возраста”, М., 1989 г.
  3. Давайте поиграем: “Математические игры для
    детей 5-6 лет / Под ред. Столяра А.А., М., 1991 г.
  4. Игнатьев Е.И. “В царстве смекалки”, М., 1979 г.
  5. Илларионова Ю.Т. “Учите детей отгадывать
    загадки”, М., 1985 г.
  6. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи
    для дошкольников”, М., 1985 г.
  7. Никитин Б.С. “Развивающие игры”, М., 1985 г.
  8. Родари Д. “Грамматика фантазии: введение в
    искусство придумывания историй”, М., 1991г.
  9. Смоленцева А.А. “Сюжетно-дидактические игры с
    математическим содержанием”, М., 1987 г.
  10. “Чего на свете не бывает?” / Под ред. Дьяченко
    О.М., Агаевой Е.Л., М., 1991 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *