bzconnect
Генеалогия

Интегрированный урок математика + экология в 5-м классе по теме Школьные экологические проблемы на уроке математики

  • Лонкина Наталья Владимировна, учитель
  • Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии и биологии

Цели:

  • математика: научить применять знания на
    практике и действовать в нестандартной ситуации.
  • экология: видение и понимание экологических
    проблем местности, и нахождение путей решения
    этих проблем.

Задачи:

обучения:

  • повторить все действия с натуральными числами,
    единицы измерения площади и массы;
  • применить знания при решении задач
    экологического содержания;
  • познакомить учащихся с экологическими
    проблемами местности.

развития:

  • продолжить формирование навыков работы с
    компьютером, умения анализировать, размышлять,
    делать выводы;
  • развить умение ориентироваться в нестандартной
    ситуации.

воспитания:

  • воспитывать новое экологическое мышление,
    экологическую культуру, прививать любовь к малой
    Родине.

Тип урока: урок повторения.

Метод обучения:

  • беседа,
  • рассказ (словесный),
  • решение задач (практический),
  • проблемный метод,
  • исследовательский метод.

Форма обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая (парная);
  • индивидуальная (самостоятельная) работа.

Средства обучения: локальная сеть + программа
Microsoft Office Power Point + Интернет

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить
круг своих знаний и посмотреть на учебные
предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться
друг с другом.

Учитель экологии: Нет ничего краше и
привлекательнее нашего леса! Леса – это
величайшее творение природы, краса и гордость
нашей планеты, “Леса учат человека понимать
прекрасное” – эти замечательные слова
принадлежат Антону Павловичу Чехову. И
действительно, именно в лесах с необычайной
силой и выразительностью представлены
могущество и величественная красота природы <приложение 1>

Учитель математики: Но лес – это не только
украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей
природы. Лес необходим для строительства сел и
городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций.
Производство бумаги и кинопленки,
искусственного волокна и мебели, музыкальных
инструментов и спортивного инвентаря не может
обойтись без древесины. Древесина служит сырьем
для получения массы ценных химических продуктов:
спирта, кислот, канифоли. Высококачественный
русский лес охотно покупают многие страны.
Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем
маленькое исследование и сделаем вычисления к
следующей задаче.

Задача 1.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для
того, чтобы издать один учебник “Математика”
авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд, М: “Мнемозина”, 2004, и сколько, чтобы
издать тираж учебника?

Этапы работы над задачей:

1. Вычислить площадь одной страницы учебника
(измерить на уроке)

2. Умножить результат на количество страниц в
учебнике (посмотреть количество страниц)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

3. Выразить результат в квадратных метрах.

4. Найти в Интернете на сайте Российского
экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе
“Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий
вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги
(ответ: на 1000 м2 требуется га леса)

5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж
учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е.
площадь равна

В учебнике 284страницы или 142 листа, значит
площадь всех страниц учебника . На 1000 м2 нужно
вырубить деревьев,
т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство
одного учебника требуется 10 м2 4370 см2

На весь тираж в 50 000
экземпляров требуется леса

Учитель экологии: Какой вывод для себя вы
сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить
учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для
издательства нового)

Учитель математики: Домашним заданием одной из
групп ребят было такое задание: по электронной
почте связаться со школами района и задать
вопрос: сколько учеников обучается в их школе.
Результаты их поиска приведены в таблице


Школа районаКоличество учащихсяE-mail
1. Аксаковская сош

73

[email protected]
2. Баймаковская сош

67

[email protected]
3. Благодаровская сош

114

[email protected]

4. Дмитриевская сош

57

[email protected]

5. Елатомская сош

119

[email protected]

6. Завьяловская сош122[email protected]
7. Кирюшкинская сош76[email protected]
8. Коровинская сош

101

[email protected]
9. Михайловская сош

274

[email protected]
10. Нойнинская сош

60

[email protected]
11. Пилюгинская сош

260

[email protected]
12. Полибинская сош

57

[email protected]
13. Пронькинская сош

76

[email protected]
14. Пониклинская сош

76

[email protected]
15. Русскобоклинская сош

51

[email protected]
16. Советская сош

96

[email protected]
17. Староузелинская сош

77

[email protected]
17. Верхнепавлушкинская ош

40

[email protected]
18. Вишневская ош

28

[email protected]
19. Ивановская ош

30

[email protected]
20. Кокошеевская ош

42

[email protected]
21. Коптяжевская ош

28

[email protected]
22. Красноярская ош

42

[email protected]
23. Лукинская ош

51

[email protected]
24. Морд-Бугурусланская ош

37

[email protected]
25. Николаевкая ош

29

[email protected]
26. Сапожкинская ош

12

[email protected]
27. Старо-Тюринская ош

42

[email protected]

Кроме того, другая группа учеников проводила
мини-исследование такого плана: они прошлись
после уроков по школе и собрали весь бумажный
мусор, взвесили его и получили результат, что за
день школьники выбрасывают 548г бумаги. Продолжим
их исследование.

Задача 2

  1. Сколько в нашей школе остается бумаги на столах
    за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?
  2. Сколько всего школ в нашем районе? (27 )
  3. Сколько детей в этих школах? (2137чел)
  4. Сколько бумаги приходится в день на одного
    ученика?
  5. Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в
    школах района?
  6. Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет
    http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы.
    Производство, стр.3)сколько бумаги производится в
    нашей стране (около 6000 тонн)
  7. Посчитать какая часть будет потрачена впустую.

Решение.

На столах после уроков остается 548 г бумаги, в
нашей школе 274 ученика. Значит, на одного ученика
приходится 548 : 274 = 3 г бумаги.

Зная, что в районе 2137 учеников, посчитаем
сколько бумаги выбросят в мусор за один день по
всем школам =6
кг 411г

В учебном году 210 учебных дней, за это время
потратят

В нашей стране за год производится 6000 т. 1 т. 346кг
310.г=5998 т. 653 к.г 690 г. бумаги потрачено с пользой.

Учитель экологии: Леса стоят на страже нашего
здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для
жизни человека газы, задерживают пыль на
поверхности листьев. А вспомните, как легко
дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в
лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка
среди сосен даст заряд бодрости, укрепит
иммунитет и повысит работоспособность даже
совершенно здоровых людей. Деревья обогащают
атмосферу кислородом и выделяют ароматные
смолистые вещества, которые губительно
действуют на болезнетворные микробы.

Учитель математики:

Деревья не только поглощают углекислый газ и
выделяют кислород. Они “работают” как фильтры,
очищая воздух от сажи и пыли.

Еще одна группа учеников в качестве домашнего
задания должна была ответить на такие вопросы:

1. Какова площадь школьного участка?

2. Какую площадь занимают деревья?

3. Сколько детей обучается в школе?

Продолжим их исследование. Ответим на
следующий вопрос.

4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений
приходится на одного ученика?

Решение.

Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2.
Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В
нашей школе обучается 274 человека, значит, на
одного ученика приходится 5000 : 274 примерно 18 м2
насаждений.

Учитель экологии (показ презентации в виде
слайд-шоу):

Испокон веков лес был и остается верным другом
и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит,
и одевает, и согревает людей. Лекарственные
растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а
взамен требует только одного – бережного
обращения с ним. Во многих странах приняты законы
об охране природы, в том числе и растений,
создаются охраняемые природные территории:
заповедники, заказники и национальные парки.
Составлены специальные списки охраняемых видов
животных и растений, так называемые Красные
книги. Сберечь и сохранить растительный мир
Земли для потомков – важнейшая задача
человечества. Любить лес, охранять его – это долг
каждого российского человека <приложение 2>

Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний
урок стал поучительным и полезным. Учащиеся
школьного научно-экологического объединения
“Земля” приготовили буклеты “Правила личного
природоохранного поведения в зонах отдыха
Бугурусланского района (река Мочагай)” <
приложение 3>

Выставление оценок за работу на уроке
и за выполнение творческих заданий.

Домашнее задание:

Математика: составить задачу экологического
содержания, используя материал СМИ, средства
Интернет

Экология: провести исследование по вычислению
площади зеленых насаждений на одного члена семьи
в частном секторе и во дворах многоэтажных домовa

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *