bzconnect
География

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

  • Архипова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • познакомиться с биографией писателя, с
    особенностями его сказок;
  • развивать умение работать самостоятельно с
    текстом и в парах;
  • анализировать литературное произведение;
  • давать характеристику литературному герою;
  • находить приемы создания сатирического;
  • воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование: портрет
М.Е.Салтыкова-Щедрина, таблицы, рисунки детей.

I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают
на два вопроса, ставят перед собой задачи урока,
исходя из темы урока)

1.

Что знаем по теме урока?

— прочитали сказку;
— знакомы с определением жанра “сказки”;
— знакомы с понятиями “сатира” и “юмор”;

Что должны узнать?

кто такой Салтыков-Щедрин?
— каковы особенности сказки “ Повесть о том…”:
(анализ текста; определение жанровых
особенностей и своеобразия языка сказки);
— характеристику героев;

2. Чтение статьи учебника (о писателе и
его творчестве). Читая текст, учащиеся делают
карандашом пометки в тексте:

? — непонятно
V — основной материал
! — удивило
+ — уже знаю

II стадия – осмысление

1. Беседа по прочитанному:

— что было непонятно?
— что удивило?
— что уже знали о писателе?
— что узнали о Салтыкове-Щедрине?

2. В процессе беседы составляем кластер:

Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки?
(Более понятны простому народу, цензура не
пропускала…) Назвал он свои произведения “сказками
для детей изрядного возраста”

3. Анализ текста сказки “Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил”.
Беседа, в процессе которой составляется кластер:

— Вспомним сюжет сказки.

— Какие аналогии вы можете назвать в связи с
попаданием генералов на остров (Робинзон Крузо.
Но он превратил остров в цветущий сад)

— Какие ассоциации у вас возникали при
чтении сказки?

— Кто герои сказки?

— Найдите в тексте описание генералов. Что мы о
них узнали? Какими качествами они обладают?

— Могли ли на самом деле существовать такие
генералы в таком виде, какими их изобразил
сатирик? Какой прием при этом используется?
(Гипербола)

— Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими
качествами он обладает? Какой прием при этом
использовал автор? (Гипербола) Приведите еще
примеры гипербол в тексте. Для чего нужна
гиперболизация?

Составим сравнительную таблицу:


ГенералыCCCссМужик
неприспособленностьприспособленность
глупостьловкость
невежественностьнаходчивость
тунеядствотрудолюбие
никчемностьталант
несправедливостьрабская покорность
жадностьбезропотность
пустота

Что лежит в основе этого сравнения, какой прием?
(Антитеза)

Как генералы относятся к мужику?

Как автор относится к своим героям?

Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный:
юмористический (веселый, добрый) и сатирический
(горький, обличительный). Какой же смех
используется автором в “Повести…”?

Мы слышим горький, обличительный смех писателя,
разоблачающий не только злополучных генералов,
но и департамент, в котором они служили, редакцию
газеты “ Московские ведомости” и мужика,
который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти
генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о
мужике – то есть о талантливом народе.

Цель его сатиры — разоблачить глупость,
невежество, тупость генералов.

Прямо ли об этом говорит автор? Как называется
такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

4. Работа в парах над заполнением
таблицы:


Какие черты народных сказок
использовал
Салтыков-Щедрин в “Повести …”?
Элементы
реальной жизни
Сказочный
зачин
Устойчивые
сказочные выражения
Фантастические
события

Беседа по таблице, проверка.

III стадия – рефлексии

5. Подведение итогов с опорой на
составленные кластеры:

-Что должны были узнать? Что узнали? Кто такой
Салтыков-Щедрин?

— Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

6. Прием “верное — неверное
утверждение”

“Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина
написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется
только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо
указывает на недостатки своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина
используются черты народных сказок и элементы
реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется
добрый авторский смех.

7. Составление синквейна: каков
смех у Щедрина?

Смех

Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает
Борется с недостатками.
Исправляйся!

8. Итог урока: поставим оценку – уроку

— учителю
— классу
— себе

9. Домашнее задание: сочинить сказку,
подобную Салтыкову-Щедрину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *