bzconnect
Архитектура и строительство

Программа семейного воспитания в школе

  • Минина Галина Павловна, зам.директора по воспитательной работе

Как и все образовательные учреждения, школа
призвана сеять “разумное, доброе, вечное”. По
современным меркам наша школа небольшая – в ней
обучается 314 человек, поэтому весь
педагогический коллектив знает каждого ученика
по имени и фамилии, его умственные,
психологические, физические особенности,
достоинства и недостатки, состав семьи, стиль
взаимоотношений с родителями и одноклассниками,
знает его увлечения. Однако никакой учитель,
каким бы талантливым он ни был, не заменит отца и
мать в воспитании. Прежде всего, они могут
заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь
от зла, научить его порядочности.

В условиях динамичного изменения нашего
общества, когда утрачены многие традиции
российского семейного воспитания, высок уровень
распада семей, многие дети не ощущают ценности
семейных отношений.

В настоящее время действуют
социально-экономические факторы, которые, с
одной стороны, привели к расширению
экономической функции семьи, с другой – к
ослаблению воспитательной, что негативно влияет
и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие
родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены
работать на двух-трёх работах. Им физически не
хватает времени на воспитание детей, а у
родителей, которые имеют и время, и желание
заниматься с детьми, часто отсутствуют
элементарные знания.

Сегодня налицо психолого-педагогическая
безграмотность многих наших родителей. Есть, к
сожалению, такие папы и мамы, которые
самоустраняются от воспитания собственных
детей, бросают их на произвол судьбы. В
результате в стране насчитывается 2,5 млн.
безнадзорных и беспризорных детей. Это намного
больше, чем в военные и послевоенные годы.
Статистика неумолима: 425 тыс. детей состоит на
учёте в подразделениях по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних. Около
200 тысяч подростков ежегодно совершают
преступления, иногда такие страшные, на которые,
по мнению милиционеров и психологов, не решаются
рецидивисты.

Несомненно, цифры и факты, приведённые в данной
статье, вызывают горечь, тревогу и обиду на
государство, неспособное создать приемлемые
условия для жизни каждой семьи. Но они же
помогают понять, что держава окрепнет лишь тогда,
когда окрепнет каждая российская семья. Наша
программа лишь небольшой шаг по пути укрепления
семьи, по защите прав детей. Важно, что он сделан.
Ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Цель: Укрепление престижа и роли семьи в
обществе.

Задачи:

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;
  3. Коррекция семейного воспитания;
  4. Организация досуга семьи;
  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией
    по защите прав ребёнка.

Основными направлениями в работе
педагогического коллектива с семьями учащихся
определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • пропаганда психолого-педагогических знаний;
  • активизация и коррекция семейного воспитания
    через работу с родительским активом,
    дифференцированная и индивидуальная помощь
    родителям;
  • обобщение и распространение опыта успешного
    семейного воспитания;
  • знакомство с правами и обязанностями родителей
    и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;
  • комплексный подход в изучении всех
    характеристик семьи;
  • выявление специфических особенностей семьи и
    использование их для усиления её
    воспитательного потенциала;
  • анализ реальной ситуации;
  • двусторонний характер изучения семьи (родители,
    дети);
  • осуществление изучения воспитательной
    деятельности семьи с одновременным изучением
    личности ребёнка, его воспитанности;
  • оптимистический подход к семье;
  • единство изучения с практической реализацией
    воспитательных возможностей семьи и общества;
  • установление неиспользованных резервов
    семейного воспитания.

Диагностика семьи

Цель: выявление возможностей, факторов
семейного воспитания, оказывающих наиболее
положительное воздействие на ребёнка, и
установление источников влияния на детей и
возможных путей их преодоления.

Задачи:

  1. Изучение образа жизни семьи.
  2. Выявление особенностей ситуации семейного
    воспитания.
  3. Положение детей в системе семейных отношений.
  4. Характеристика нравственного микроклимата
    семьи, её традиций.
  5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
  6. Поиск путей оптимизации педагогического
    взаимодействия школы, семьи и общества.
  7. Установление неиспользованных резервов
    семейного воспитания.

Формы работы с семьёй

I. Диагностика семей. Составление
социально-педагогического паспорта классных
коллективов.

II. Организация содействия родителей школе.

III. Школа родителей будущих первоклассников.

IV. Оказание социально-педагогической помощи
неблагополучным семьям.

План мероприятий

I. Педагогический лекторий “О вас и для вас
родители”:

I четверть

Общешкольное родительское собрание: “Психолого-педагогические
проблемы в детском возрасте”

II четверть

I ступень обучения – “Наказание и поощрение
в семье: за и против”;

II ступень обучения – “Семья — здоровый стиль
жизни”;

III ступень обучения – “Влияние
психологического климата в семье на здоровье
ребёнка”.

III четверть

I ступень обучения – “Здоровье нашего
ребёнка: советы как его сохранить”;

II ступень обучения – “Воспитание трудолюбия
и ответственности у ребёнка в семье”;

III ступень обучения – “Профессиональные
намерения и профессиональные возможности
старшеклассников. Мотивы выбора профессии”.

IV четверть

Общешкольное родительское собрание: “Роль
семьи в организации учебного труда и досуга
детей”

II. Родительская конференция “Роль мамы в
жизни подростка” (1-11 классы);

III. Мероприятия, проводимые с учащимися

1. I ступени обучения:

— Беседы с учащимися на темы:

“Значение семьи в жизни человека”;

“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и
дедушкам, братьям и сёстрам”;

— Разучивание стихов и песен на эти темы;

— Изготовление своими руками подарков
родителям к праздникам;

— Выходы в природу совместно с родителями.

2. II ступени обучения:

— Беседы с учащимися на темы:

“Твоя родная семья”

“Огонь родного очага”

— Посиделки, девичники, ситуативные классные
часы “Твои обязанности в семье”, “Ты и твои
родители”, творческие семейные выставки.

3. III ступень обучения:

-Тематические классные часы: “Перед матерью в
долгу”, “Культура поведения в семье”;

— Вечера-дискуссии на темы “Личное ли это дело
– личное счастье?”, “Как сохранить любовь?”

-Конкурс рефератов на темы “Все прекрасное на
земле от любви!”, “Красивый человек – это
значит…”, “Дочки-матери”.

IV. Активное участие в районных и областных
мероприятиях по семейному воспитанию.

V. Знакомство с нормативно-правовой
документацией:

— Семейный кодекс Российской Федерации;

— Конвенция о правах ребёнка;

— Конституция РФ;

-Устав школы;

— Положение о КДН.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

1-й этап – подготовительный (2005-2006 уч. год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2006-2007 уч. год)

Апробация и использование в работе по данному
направлению личностно-ориентированных
технологий, форм, приёмов и методов работы,
социальной и психолого-педагогической поддержки
личности ребёнка.

3-й этап – обобщающий (2007-2008 уч. год)

Обработка и интерпретация данных за 3 года.

Соотношение результатов реализации программы
с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего
развития работы школы по семейному воспитанию.

Предполагаемый результат

По итогам реализации программы ожидаем:

Укрепление связи с семьёй;

Повышение психолого-педагогического
просвещения родителей;

Повышение ответственности родителей за
воспитание и обучение детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *