bzconnect
Выставки

Урок литературного чтения Бездна поэзии в сказке В.И. Даля «Война грибов»

  • Викторова Нина Викторовна, учитель начальных классов

Цели:

  • провести наблюдение над языком сказки,
  • показать любовь В.И. Даля к родному языку.

Ход урока

Презентация

1. Актуализация изученного материала.

Лето 1831 года.

— Чем знаменательна эта дата? (Бал в Царском
селе. Поэтическое состязание Пушкина и
Жуковского.

В чём заключалось состязание? (Сочиняли сказки
в стихах на народные сюжеты).

Какие же замечательные сказки создали А.С.
Пушкин и В.А. Жуковский, используя народные
сюжеты? (“Сказка о царе Салтане…”, “Спящая
царевна”).

Какие это сказки? (Литературные, авторские).

Сегодня мы познакомимся ещё с одной
литературной сказкой. Откройте стр. 162 учебника.

2. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте фамилию автора, название сказки.
Знаете ли вы что-нибудь о Дале? В каком веке он
жил, сколько лет прожил? (Слайд №2)

Владимир Иванович Даль

О чём вам говорят эти опорные слова? (Слайд №3)

Владимир Даль

псевдоним

Казак Луганский

Луганск

сказки

Толковый словарь

Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о
сказках Даля. (Слайд №4):

“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок.

Советую вам почитать Казака Луганского, это
псевдоним господина Даля. Он народные русские
сказки записывает и обрабатывает для детского
чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках
этих – бездна поэзии!”

— Что значит записывать сказку?

Ребята, как вы понимаете, что такое обработка
сказок?

(Обработка сказки это литературный пересказ,
грамотное изложение народной сказки).

Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки. (Слайд №5)

(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).

Как вы думаете, В.И. Даль занимался только
сочинением и обработкой сказок?

Для ответа на этот вопрос, познакомимся с
жизнью Даля на стр.48, в тетради по чтению.
(Самостоятельное чтение учащимися).

Что интересного вы узнали о Дале? (Был военным,
сочинял стихи, повести, пословицы, сказки,
собирал слова для “Толкового словаря”).

Что же стало главным делом его жизни? (Создание
“Словаря живого великорусского языка”)

Даль использовал народные сказки в своём
творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных
сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для
простонародного языка, которые он находил в
сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал
Даль эти слова в своих произведениях.

Прочитайте ещё раз название сказки,
рассмотрите иллюстрацию. Какие вопросы у вас
возникли? (Почему началась война, кто победил и
др.) Чтобы ответить на них, надо прочитать сказку.

3. Работа с текстом сказки во время чтения.

Самостоятельное чтение сказки учащимися.
(Дополнительно – найти слова, характерные для
простонародного языка)

Вопросы после чтения:

Наблюдение над языком сказки.

старушкиноги тонкистаричкиребята дружны

(Надо подобрать картинки к словам-описаниям).

Какой приём использует автор?

Олицетворение. Приведите примеры из других
сказок, где используется этот приём.

Что слышится в сочетаниях слов:
волнушки-старушки, сморчки-старички т.д.?
(Слышится рифма).

Верно, ребята! Сказка написана в прозе, но если
внимательно читать её, можно почувствовать
близость к стихотворной речи. Давайте попробуем
услышать это при чтении.

Чтение отрывка стр.163, 2 последних абзаца, от
слов: “А на ту пору…”.

Дети находят рифму – Варвара-широкие карманы,
волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки
– в бурачки…)

Ребята, а почему речь простых людей так
оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их
приговаривали, выполняя обыденную работу, это
помогало в работе).

4. Работа с текстом после чтения.

Почему так бережно обращался В.И.Даль с родным
языком в ходе обработки сказок?

Что нового вы узнали о нём?

В каком варианте сказка будет звучать
интереснее: когда ее рассказывает один сказитель
или при чтении по ролям?

(Читаем по ролям.)

5. Итог урока: (Слайд №7)

“ Этот скромный и мягкий человек с нерусской
фамилией был самым настоящим русским, истинным
подданным России не только по закону, но и по
огромной своей любви ко всему русскому”.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия (Слайд №8)

Сегодня на уроке:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *