bzconnect
Архитектура и города

Урок технологии в 3-м классе по теме Обработка бумаги. Розетка

  • Чернышова Наталья Сергеевна, методист, учитель начальных классов

Изделие. Розетка.

Цели:

  • работа по графической инструкционной карте
    (ГИК), планирование под руководством учителя;
  • повторить и закрепить умения учащихся по
    сгибанию и складыванию бумаги;
  • закрепить правила при работе с клеем, соблюдать
    правила по организации и культуре труда и
    санитарно-гигиенические требования;
  • ознакомление с производством ёлочных игрушек.

Оборудование:

у учащихся:

  • материалы: бумага цветная, сутаж длиной 15 см,
    клей;
  • инструменты: гладилка, кисть;
  • приспособления: клеёнка, подкладной и
    притирочный листы бумаги для работы с клеем,
    баночка для клея;

у учителя:

  • чертёж,
  • образцы изделий,
  • ёлочные игрушки из разных материалов,
  • крупные детали изделия,
  • плакаты с правилами сгибания.

Ход урока

1. Организация внимания. Проверка рабочего
места.

2. Расширение знаний учащихся.

Учитель выясняет у учащихся, из каких
материалов делают ёлочные игрушки. Затем
рассказывает о фирме “Орбита”, которая была
образована на базе фабрики «Ленигрушка»,
созданной в 1928 году. Предприятие до сих пор
сохранило свою специфику- производство игрушек,
разработка и выпуск игр-пособий для воспитания
детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Орбита» является одним из крупнейших в
Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе
производителем игрушек и игр-пособий, которые
пользуются спросом не только в нашем городе, но и
по всей России. Предприятие является
единственным в стране производителем
дидактических игр. Кроме этого, оно выпускает
куклы и сувениры, технические игры,
пластмассовые, мягкие, деревянные игрушки, а
также и ёлочные игрушки.

Далее учитель сообщает интересные факты о
ёлочных игрушках:

  • решением международной организации
    коллекционеров елочных игрушек «Golden Glow»
    («Золотое свечение») старинными признаются
    игрушки, произведенные до 1966 года;
  • в книге рекордов Гиннесса елкам и украшениям
    отведено немало места. Самую большую елочную
    игрушку в мире — синий шар из пенопласта и
    прорезиненной ткани с серебряным наполнением в
    виде снежинок, весивший почти тонну, — сделали в
    2003 году петербургские мастера.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель предлагает детям высказать свои
предположения о теме урока. (Высказывания детей.)

Затем показывает изделие, которое называется
РОЗЕТКА (Рис.1) и выясняет, как понимают дети
это слово:

  • название различных предметов круглой формы
    (блюдце для варенья),
  • кружок с отверстием, который надевают на свечку,
    для предохранения подсвечника от капающего
    воска,

Рис.1

  • абажур для электрической лампы в виде раструба,
  • нашивка из лент, тесьмы на дамских шляпах,
    платье и т.д. в форме цветка,
  • лепное украшение в виде расходящихся из центра
    листьев, цветочных лепестков.

Использовать розетку, которую сделаем мы, можно
по-разному, а как, об этом вы узнаете в ходе урока.

Выясняется, какие умения необходимы для
выполнения этой работы. (Нужно знать приёмы
сгибания и складывания.)

4. Анализ образца.

Анализ проходит по вопросам учителя.

— Из каких частей состоит, для чего служит
каждая часть игрушки? (Розетка — сама игрушка и
петелька для подвешивания)

— Сколько деталей потребуется для розетки? (1)

— Для крепежа? (2 дет. — петелька и заглушина)

— Как соединены детали в изделии? (Неподвижно
при помощи клея)

5. Планирование работы.

Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план.

— Рассмотрите изделие, чертёж (Рис. 2),
подумайте, как его сделать. С чего начать работу?

Рис. 2

Учащиеся составляют план под руководством
учителя:

  1. Разметка и раскрой детали.
  2. Складывание.
  3. Разметка и раскрой петли.
  4. Сборка изделия.

6. Работа по пунктам плана.

6.1.

Работать будем по пунктам на доске, используем
ГИК. Прочитайте 1 пункт плана.

— Что изображено на 1 рис.? (Заготовка) (Рис. 3)

— Какова форма? Размер?

— Какие инструменты понадобятся?

— Подумайте об экономии, помните, что остатки
должны быть прямоугольной формы, один остаток
большой, другой меньше.

— Вспомните правила резания и безопасности
труда при работе ножницами.

Практическая работа учащихся.

Проверка по остаткам. (Учащиеся поднимают их
вверх.)

Рис. 3

6.2.

— Прочитайте 2 пункт плана.

— Что изображено на рисунке рядом? Что нового?
(Линии сгиба, значит надо согнуть)

— Как согнуть, чтоб получилось 4 полоски?
(Пополам и каждую часть к середине.)

— Какой инструмент поможет? (Гладилка)

— Вспомним правила сгибания. (Учитель
выставляет плакаты, учащиеся вспоминают
правила.) (Рис. 4)

Рис. 4

— Положите заготовку, как на следующем рисунке.
Что изображено? (Квадрат разделён на 16 малых
квадратов.)

— Что нового на следующем рисунке? (Появилась
линия реза.) (Рис. 5)

— Что вы можете сказать о глубине линии реза?
(Она равна длине одной стороны малого Рис. 4 квадрата.)

— Что надо сделать, опираясь на следующий
рисунок? (Отогнуть от себя один маленький
квадрат.)

— Что сделать дальше? (Повернуть по часовой
стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)

— Что выполнить дальше? (Повернуть по часовой
стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)

Рис. 5

— Дальше работаем аналогично, отгибаем по 3
квадрата, последний раз отогнуть 2 квадрата.

— Что надо сделать, опираясь на следующий
рисунок? (Учитель показывает на крупной детали.)

— Заправим крайний одинарный квадрат под
двойной. Отогнём треугольники (2 слоя бумаги) так,
чтобы они приняли вертикальное положение.

— Что надо выполнить дальше? (Расправить
вертикальные уголки, слегка придавить 4
конусообразные трубки, придающие розетке
выпуклость.)

6.3.

— Прочитайте 3 пункт плана.

— Что изображено? (Длина петли для тесьмы 150мм,
заглушина – квадрат со стороной 20 мм.)

Практическая работа учащихся.

6.4.

— Прочитайте следующий пункт плана.

— Прежде, чем собрать такую, как у меня, игрушку,
подумайте, что можно сделать из этих розеток?
(Учащиеся советуются в группах и отвечают по
очереди.)

Учитель показывает свои образцы. (Рис.6) Затем
предлагает украсить плакат, к которому надо
прикрепить розетки.


Рис.6

— Подумайте, какие ещё удивительные игрушки и
поделки можно сделать? (Ответы учащихся.)

— Сборку провести самостоятельно.

Практическая работа учащихся.

7. Подведение итога работы.

— Как называется игрушка, которую сегодня
выполнили?

— Что узнали нового?

— Что было трудно при выполнении работы?

— Подумайте дома, какие ещё игрушки можно
сделать. А я хочу показать вам несколько панно,
сделанных детьми из розеток. (Рис.7, 8, 9 10)

Рис. 7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

8. Оценка работы класса в целом и каждого
учащегося.

Критерии оценки:

  • качество сгибов,
  • качество сборки,
  • выполнение творческого задания.

9. Уборка класса.

Литература.

  1. А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг Методика трудового
    обучения с практикумом в учебных мастерских.
    Обработка бумаги. М., Просвещение, 1979.
  2. Старые ёлочные игрушки… —
    http://christmas-collection.narod.ru/pr-history-grate-catalog.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *