bzconnect
Банковское дело

Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

  • Коноплева Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы

Цель: проверка знаний текста,
формирование алгоритма анализа художественного
произведения.

Задачи:

  • Привить интерес ученика к прочитанному тексту.
  • Развить индивидуальные аналитические
    способности учащихся.
  • Способствовать развитию коллективного
    творчества в классе.
  • Повысить самооценку каждого ученика.

Общие требования к зачету-практикуму:

  • Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче
    зачета, то есть быть в равных условиях.
  • Зачет проводится в рамках учебного времени (2
    урока после изучения произведения).
  • Для комментария к ответам обязательно
    используется первоисточник произведения.
  • Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе
    проведения зачета при возникновении трудностей.

Методика проведения зачета-практикума: зачет
состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по
тексту.

Подготовка.

  • Учитель отбирает и готовит 4-х руководителей
    групп из учащихся класса; все вопросы зачета
    распределяются между ними (предусматривается
    заблаговременная сдача материалов
    зачета-практикума).
  • Учитель за неделю до зачета знакомит учащихся
    класса с вопросами предстоящего урока.
  • Класс делится на 4 группы.
  • Каждая группа в ходе зачета последовательно
    переходит от руководителя к руководителю и
    отвечает на соответствующие вопросы.
  • Знания учащихся оцениваются по критериям,
    известным заранее (Приложение 1).
  • В день проведения зачета-практикума на классной
    доске пишется график перехода групп от
    руководителя к руководителю (Приложение 2).
  • Руководители групп получают и заполняют
    оценочный лист в ходе зачета.

Первая часть зачета-практикума:
видеоигра «Путешествуя по Петербургу
Достоевского»
(Презентация,
слайд 1)

Первый вопрос: «Молодой человек
вышел… в С-м переулке и отправился к К-ну мосту».
Кто этот человек? Чей это адрес? (Презентация,
слайд 2).

Второй вопрос: Зачем
Раскольников подошел к этому дому? Кто здесь жил?

«С замиранием сердца и нервною дрожью
подошел он к преогромнейшему дому, выходившему
одной стеной на канаву, а другой…» (Презентация,
слайд 3).

Третий вопрос: С кем неожиданно
встретился Раскольников на Сенной площади перед
убийством старухи-процентщицы? Сенная площадь (Презентация, слайд 4).

Четвертый вопрос: Что решил спрятать
Раскольников в одном из дворов на проспекте?
Екатерининский канал. «Он бродил по набережной
Екатерининского канала уже с полчаса… Он пошёл к
Неве по В-му проспекту…». Что решил спрятать
Раскольников в одном из дворов на проспекте? (
Презентация, слайд 5).

Пятый вопрос: Что произошло на мосту?
Что показалось Раскольникову? Вид на собор с
Николаевского моста (Презентация,
слайд 6).

2-я часть зачета-практикума

Вопросы для зачета-практикума по
роману Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание»

  1. Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе
    Раскольникова происходит только в конце романа.
  2. Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так
    долго не сдается?
  3. «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит
    Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход
    из жизни Свидригайлова.
  4. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть
    куда-нибудь можно было пойти…» Что связывало
    Мармеладова и Раскольникова?
  5. «А с ними-то что будет?» – кто это говорит и
    почему?
  6. Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня
    одного!… Забудьте меня совсем… А теперь, когда
    любите меня, откажитесь…» Почему Раскольников
    не выдерживает одиночества?
  7. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй
    землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему
    именно к такому покаянию призывает Соня
    Раскольникова?
  8. «Если б только я зарезал из того, что голоден
    был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было
    узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было
    узнать Раскольникову?
  9. Хотел иметь «… свободу и власть, а главное
    власть! Над всей дрожащей тварью, над всем
    муравейником». Почему Раскольников так и не
    ощутил ни свободы, ни власти?
  10. Бунт Раскольникова. Почему и против чего?

Задание по развитию речи

1. Продолжить фразу:

2. Портретные характеристики героев. Чей это
портрет?

3. Распределите по номерам портретные
характеристики героев: Алена Ивановна,
Раскольников, Свидригайлов, Соня, Дуня,
Мармеладов, Пульхерия Александровна
Раскольникова, Порфирий Петрович.

Приложение 1

Критерии оценки уровня знаний
учащихся

1. Знание текста – сюжет, герои, факты, события и
др.
2. Точность ответов на поставленный вопрос.
3. Понимание и полнота ответа.
4. Умение четко и грамотно строить речевое
высказывание.

Данные критерии оценки можно предложить
руководителям групп в виде таблицы с 5 бальной
оценкой.

Приложение 2

График перехода учащихся по
номерам групп
(на классной доске)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *